и не держите руки на весу, не будут дрожать.
Точно! Самая распространенная ошибка - попытка работать на весу (причем многие делают это неосознанно), а для мастера очень важно найти опору и зафиксировать не только пальчик клиентки, но и собственные руки. Упор на стол локтями обеих рук решает массу проблем.
Вообще, чаще руки у новичков дрожат не столько от страха, сколько от напряжения. Позиция пальцев и постановка рук поначалу кажутся неудобными, напряжены мышцы, которыми раньше практически не пользовались. К примеру, движение кистью руки, со сжатыми щепотью пальцами (удерживающими кисть), с упором на мизинец зачастую поначалу сопровождается напряжением, тремором и даже болью. Кроме тренировок ничто не поможет. Причем как в плане разработки кисти руки, так и в моральном плане (страх уйдет тогда, когда дело станет для вас привычным). Так что практикуйтесь чаще. Бесконечно рисуйте на типсах и на модельках, расписывайте зеркальца и зажигалки, развивайте моторику, тренируйте мышцы кистей рук.
И ещё,
Lalafa... Фигня - это когда кто-то утверждает, что ничего не боялся. Страх перед первыми клиентами, страх перед новым начинанием - это неизбежно и совершенно нор-маль-но! Равно как и мучительное недовольство собой, своими первыми работами.
Абсолютно нормальная человеческая реакция! Более того, именно самокритичное восприятие зачастую заставляет нас развиваться, двигаться дальше.
Всё преодолевается только каждодневной рутинной работой. Чем больше работы - тем она привычней, тем меньше страх, тем лучше результаты! У меня приличный стаж, масса клиенток, страдаю от изыбтка работы, а не от её недостатка - и то вечерами то рисую, то леплю. Так оттачивается мастерство, приходят новые идеи, находятся новые приемы лепки и росписи, воспитывается вкус и развивается цветовосприятие.
Так что не ленитесь, работайте. Работайте не покладая рук! Удачи вам!