не так давно одна моя знакомая столкнулась с этим вопросом, она захотела открыть школу, в которой будут преподавать курс маникюра/педикюра и моделирования. Встал вопрос о лицензировании деятельности так оказалось, что можно выдавать и сертификаты и дипломы, но если вы преподаете курс маник/педик, желательно чтобы на него была лицензия и вы выдали свидетельство об образовании гос образца, потому что этот курс предусматривает начальную подготовку специалиста, а вот по моделированию, курсы этого направления являются курсами повышения квалификации и тут по другому: после базового курса - диплом, все остальные курсы - сертификат, естесственно если вы инстрктор марки, то диплом тоже этой марки как и сертификаты, а если сами по себе то документы авторского образца. Вот выдержка из юрконсультации:
Лицензия на образовательную деятельность необходима для осуществления деятельности различных курсов и учреждений повышения квалификации.
Министерство образования и науки Украины выдает лицензии на оказание услуг в сферах профессионально – технической и высшего образования.
Городская государственная администрация осуществляет лицензирование относительно дошкольного, общего, среднего и внешкольного образования.
Лицензия на образовательные услуги для иностранцев, которые прибыли в Украину для учебы, могут предоставляться только аттестованными профессионально-техническими высшими учебными заведениями.
Услуги, подлежащие лицензированию в сферах образовательной деятельности:
В сфере дошкольного образования:
уход за детьми дошкольного возраста;
развитие, воспитание, обучение детей дошкольного возраста;
коррекция психологического и физического развития детей дошкольного возраста;
В сфере общего среднего образования:
предоставления начального общего образования;
предоставление базового общего среднего образования;
предоставление полного общего среднего образования;
В сфере внешкольного образования:
обучение за художественно–эстетическим, за туристическо–краеведческим направлениями;
обучение по эколого–натуралистическим, научно-техническим;
обучение за исследовательно–экспериментальным направлением;
обучение за физкультурно–спортивным или спортивным направлением;
военно-патриотичного направления;
библиотечно-библиографическим, гуманитарным направлением;
социально–реабилитационным; оздоровительным направлением.
В сфере профессионально – технического образования:
курсовое профессионально – техническое образование;
первичная профессиональная подготовка работников;
переподготовка работников;
повышение квалификации работников; подготовка.
В сфере высшего образования:
подготовка специалистов различных образовательного–квалифицированного уровня;
военная подготовка студентов высших учебных заведений;
переподготовка за специальностями.
Порядок получения лицензии на образовательную деятельность предусматривает:
Этап 1
Регистрация предприятия или субъекта предпринимательской деятельности физического лица
Этап 2
Получение согласование государственных органов:
санитарно–эпидемиологической станции (СЭС) района о соответствии помещения для осуществления образовательной деятельности;
пожарной охраны;
органов охраны труда;
Этап 3
1. Заключение соглашения с медицинским учреждением на обслуживание учебного учреждения.
2. Согласование Концепции образовательной деятельности с КГГА.
3. Получение согласования органов исполнительной власти на местах.
4. Подготовка необходимого пакета документов и подача документов в МОН.
Для начала работы необходимо предоставить следующие документы:
1. Нотариально заверенная копии уставных документов:
свидетельство о государственной регистрация;
копия справки о внесении в государственный реестр–статистика;
устав (с наличием права ведения образовательной деятельности);
протокол решения владельца или уполномоченного им органа о создании учебного заведения (если владельцев или уполномоченных им органов больше одного, подается копия учредительного договора);
справка из банковского учреждения о сформированном уставном фонде учебного заведения (если законодательством предусмотрено формирование уставного фонда);
банковские реквизиты, номер свидетельства плательщика НДС или индивидуальный номер;
при наличии в структуре учебного учреждения обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств и др.), которые будут предоставлять услуги, копии решений об их создании и положение о структурных подразделениях.
2. Договор аренды на помещение, в котором будет осуществляться эта деятельность (на срок не менее чем период до завершения предоставления услуг) или копии документов, которые подтверждают право собственности на помещение.
3. Разрешительные документы:
положительное заключение санитарно–эпидемиологической службы района на помещение для осуществления деятельности;
разрешение органов пожарной охраны, охраны труда о соответствии помещений и материально–технической базы, установленным требованиям, нормам и правилам;
согласование местных органов исполнительной власти, если такое согласование предусмотрено законодательством и необходимо для организации обучения по профессиям, специальностям.
4. Документы о специальном образовании персонала:
копии дипломов, которые удостоверяют уровень образования и квалификацию физического лица-предпринимателя касательно услуг в сфере дошкольного образования;
трудовые контракты;
копия трудовой книжки (за последнее 5 лет);
приказ о приеме на работу (заверенные печатью предприятия); согласование о назначении руководителя учебного учреждения;
информация о руководящем составе: паспортные данные, документы, которые удостоверяют уровень образования, квалификацию и гражданство руководителя учреждения: научная степень, ученое звание (при наличии);
медицинские книжки персонала;
копии утвержденных в установленном порядке учебных, образовательных–профессиональных программ, образовательных–квалификационных характеристик, учебных планов;
концепция деятельности по заявленным направлениям (услуг образования), которая базируется на результатах мониторинга регионального рынка труда и услуг образования, согласована с Киевской городской государственной администрацией, на территории которой планируется предоставление заявленных услуг.
Срок действия лицензии 5 лет.
Стоимость «под ключ» - 4000 грн.
В стоимость не включены:
госпошлина - 340 грн.;
нотариальные услуги;
Добавлено через 17 минут
вот еще нашла:
В последнее время открывается все больше различных курсов - курсов моделей, курсов парикмахеров, курсов фотографов, курсов компьютерной граммотности, курсов кройки и шитья.
В связи с этим у людей, желающих открыть подобные курсы возникает вопрос о необходимости получения образовательной лицензии для легализации своей деятельности. Понятно, что получение подобной лицензии является процессом длительным и затратным, поэтому большинство людей желает найти возможность обойти необходимость лицензирования. Некоторые даже готовы быть подданы ответственности за отсутствие лицензии и уплатить штраф, только для того, чтобы избежать лицензирования.
В данной статье я попытаюсь рассмотреть вопрос необходимости получения лицензии на деятельность различных курсов и варианты организации законной деятельности курсов без получения соответствующей лицензии в разрезе действующего законодательства Украины.
Основными законодательными актами в сфере образовательных услуг в Украине являются Конституция Украины и Закон Украины № 1060-XII от 23.05.1991 г. «Об образовании» (далее - Закон), а также ряд законов и подзаконных нормативно-правовых актов, принятых с целью расширения сферы действия Закона, в частности Закон Украины «О высшем образовании», Закон Украины «О внешкольном образовании», Закон Украины «О дошкольном образовании», Закон Украины «Об общем среднем образовании», Закон Украины «О профессионально-техническом образовании», Постановление КМУ «Об утверждении Положения об образовательно-квалификационных уровнях», Постановление КМУ от 08.08.2007 № 1019 «О лицензировании деятельности по предоставлению образовательных услуг» (далее - Порядок) и иные нормативно-правовые акты.
Закон в ч. 5 ст. 18 сообщает, что деятельность образовательного учреждения начинается при наличии лицензии на осуществление деятельности, связанной с предоставлением услуг по получению образования и подготовки специалистов различных уровней квалификации, такое же положение содержится и в п. 3 Порядка, с указанием того, что лицензированию подлежат образовательные услуги , прямо перечисленные в Порядке, а п. 4 Порядка обязательным требованием для отнесения образовательных услуг первичной профессиональной подготовки, переподготовки, профессионально-технического обучения, повышения квалификации работников называет наличие соответствующих профессий в Классификаторе профессий НК 003:2005.
В данном ключе немаловажным является понимание того, что законодатель вкладывает в понятие «образовательные услуги». Так, Закон не дает четкого определения понятию «образовательные услуги», однако предусматривает принципы образовательной деятельности, системы образования и указывает, что логическим результатом предоставления услуг в сфере образования является получение образования и подготовка специалистов определенных уровней квалификации. Порядок предусматривает конкретный перечень образовательных услуг, подлежащих лицензированию, опять же не указывая, что именно считать «образовательной услугой». так, в частности ч. 3 п. 2 Порядка и ч. 4 п. 2 Порядка предусматривает, что лицензированию в сфере внешкольного образования подлежит образовательная деятельность по художественно-эстетическому, туристическо-краеведческому, эколого-натуралистическому, научно-техническому, исследовательско-экспериментальному, физкультурно-спортивному или спортивному, военно-патриотическому, библиотечно-библиографическому, социально-реабилитационному, оздоровительному и гуманитарному направлениям, а в сфере профессионально-технического образования подлежат первичная профессиональная подготовка, переподготовка работников, повышения их квалификации, профессионально-техническое обучение, подготовка (в частности, первичная профессиональная), переподготовка и повышение квалификации иностранцев, прибывших в Украину с целью обучения.
Кроме того, как уже указывалось, выше, в соответствие с п. 5 Порядка лицензирование деятельности предприятий, учреждений и организаций по професионально-техническому образованию на предприятии проводится в случае, если предусматривается выдача документа об образовании государственного образца, а п. 6 Порядка указывает, что деятельность по подготовке и переподготовке специалистов в учебных заведениях лицензируется в случае, если заявленные направления (специальности) есть в наличии в перечне направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационным уровням, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационным уровням бакалавра и младшего специалиста.
Таким образом, действующее законодательство предлагает несколько схем легальной (законной) работы предприятия, предоставляющего услуги в сфере образования без лицензирования.
Во-первых, поскольку действующее законодательство не содержит точного определения «образовательной услуги», но требует для лицензирования завершенности цикла учебного процесса в виде получения определенного документа государственного образца (диплома, атестата, сертификата), то представляется возможным организовать незавершенный цикл учебного процесса, не предусматривающий итоговой атестации и получения документа об образовании государственного образца. С практической точки зрения возможны различные варианты реализации данного сценария - от организации курса лекций, семинаров и конференций с выдачей документа о том, что определенное лицо прослушало определенное количество лекций и посетило определенное количество семинаров, без получения какой-либо квалификации.
Во-вторых, исходя из требования выдачи учебным учреждением, действующим на основании государственной лицензии, документа об образовании государственного образца логичным является разработка и внедрение документа об образовании негосударственного образца, который несмотря на отсутствие юридической силы аналогичного документа государственного образца позволяет избежать лицензирования, не нарушая нормы действующего законодательства и не неся ответственности.
В-третьих, поскольку основным требованиям для выдачи лицензии на образовательные услуги в сфере профессионально-технического образования является наличие соответствующей профессии в Классификаторе профессий, появляется возможность предоставления образовательных услуг в сфере профессионально-технического образования без необходимости получать лицензию по профессиям, которые не значатся в данном Классификаторе. При этом, поскольку перечень профессий, указанных в Классификаторе является исчерпывающим, то изобретение названия таких профессий не представляется особо сложным.
Кроме того, действующее законодательство позволяет общественным организациям предоставлять, без каких-либо лицензий, образовательные услуги по профилю общественной организации.
К тому же, необходимо сказать, что даже не прибегая к подобным схемам легализации, работа образовательного учреждения без лицензии предусматривает административную ответственность в размере до 40 (сорока) необлагаемых минимумов доходов граждан, что равняется 680 гривнам, после чего образовательное учреждение может получить лицензию на предоставление образовательных услуг и спокойно продолжать свою деятельность.
Таким образом, действующее законодательство Украины в сфере образовательных услуг достаточно несовершенно и предоставляет ряд лазеек, которыми может воспользоваться любое предприятие при наличии граммотного юридического сопровождения. Ведь, достаточно граммотно прописать учредительные документы и договора по которым будет работать образовательно учреждение и необходимость в лицензии отпадает сама собой. Поэтому, сегодня существует острая необходимость изменения законодательства в сфере образования, предусматривающие более четкую регалментацию как самого понятия «образовательные услуги», так и перечня услуг, которые подлежат лицензированию. Также необходимо упросить процедуру получения лицензии, уменьшить срок рассмотрения заявления на предоставление образовательной лицензии и увеличить ответственность за нарушения требований законодательства в сфере лицензирования образовательных услуг.