Вот коротко о возникновении вирусов и разновидностей :
Что такое грипп?
Самая известная пандемия гриппа - «испанка», проходившая волнами на протяжении 1918-1920 г.г. - за первые двадцать пять недель после начала убила почти 25 миллионов людей по всему земному шару. По весьма неточным - во многих странах попросту не велись подсчеты - данным, гриппом тогда переболело более миллиарда человек, а смертность составила - опять же, лишь по зарегистрированным, а, значит, очень неполным, данным - от трех до семи процентов. И хоть процент летальности и кажется невысоким (действительно, куда гриппу до той же чумы!), заболевание «берет свое» ужасающей массовостью - посчитайте, сколько составит 3-7% от 1 000 000 000. А теперь вспомните, что речь идет о человеческих жизнях.
В 1933 году вирус гриппа был официально открыт (на волне эпидемии), описан и с тех пор прогрессивное человечество знает, как примерно «работает» этот гадкий вирус и почему он может быть настолько опасным.
Прежде всего, грипп бывает трех типов - А, В и С. Именно А вызывает пандемии, В встречается реже и вызывает «всего лишь» эпидемии, а грипп типа С еще более редок и говорить о нем в свете пандемий пока не стоит.
Во-вторых, вирус - живое существо и он способен изменяться, приспосабливаться. Как это происходит? Внутренняя часть маленького живого организма - вируса гриппа - нуклеотид содержит однонитчатую РНК (фактически, геном вируса), заключенную в белковый футляр. Геном стабилен и одинаков для вирусов гриппа одного и того же типа. А вот дополнительная внешняя оболочка - она содержит два белка - гемагглютинин (ГА) и нейраминидазу (НА), - она совсем не такая. А ведь когда вирус гриппа попадает в организм человека, наши защитные силы, выпестованные эволюцией, со страшной силой набрасываются на вирус и… Да, у человека был бы непрошибаемый иммунитет к гриппу. Если бы грипп, например, был оспой - если бы эти два белка не изменялись с настолько потрясающей скоростью.
Итак, грипп 1933 года для ясности (и попросту чтобы обозначить, без всякой задней мысли) назвали Н0N1 (гемагглютинин H0, нейраминидаза N1). Но в 1947 году появился новый вариант вируса - H1N1: нейраминидаза осталась прежней, а гемагглютинин до неузнаваемости изменился. Как результат - иммунитет, приобретенный к вирусу 1933 года Н0N1, оказался в 1947 году бесполезным не по давности лет, а потому что болезнь стала другой. «Азиатский» грипп 1957 года был вызван вирусом, в котором сменились оба белка - его формула H2N2, в 1968 году формула уже выглядела, как H3N2. Высказывались предположения, что «испанкой» был тот самый H1N1 и они подтвердились: в 1997 году исследовательский институт AFIP (США) получил образец «испанского» вируса 1918 года из трупа коренной жительницы Аляски, захороненной в вечной мерзлоте 80 лет назад. Им оказался штамм H1N1. К слову, последняя крупная вспышка гриппа H1N1 была зафиксирована в Нью-Джерси, США, в 1976 г.
Возникает закономерный вопрос - как и где происходят эти изменения в оболочке вируса гриппа?
И тут на выручку приходят братья наши меньшие, а именно - свиньи и птицы. Еще в начале двадцатого века многие исследователи сделали наблюдение: почти каждая эпидемия гриппа среди людей сопровождается эпизоотией сходных заболеваний среди животных. Несколько лет назад планету потрясло словосочетание «птичий грипп», который оказался ничем иным, как близким родственником H1N1 - H5N1 - правда, не настолько близким, чтобы передаваться от человека к человеку. И это хорошо, потому как смертность от вируса составила нехорошую цифру в размере 50%. Постепенно птичий грипп изменялся, изменялся - становясь менее опасным для человека, но сохраняя малую толику птичьего генного материала в РНК. А потом однажды произошла судьбоносная встреча - в одном организме, в одной клетке встретились вирус обыкновенного свиного гриппа (а, как известно, хрюшки могут болеть человеческими вирусами) и вирус гриппа человеческого H1N1 с памятью о гриппе птичьем. Произошел обмен генным материалом и получился новый субтип гриппа H1N1. И стал этот грипп главным ньюсмейкером последних дней: на 29 апреля ВОЗ официально подтверждает 114 случаев заболевания людей свиным гриппом (по официально неподтвержденным данным от этого заболевания умерли 152 человека), в восьми случаях заболевшие скончались: из них семеро в Мексике, один - в США. О случаях возможного заражения сообщают со всех континентов, и паника нарастает.
Настолько ли опасность смертельна?
Главная беда, грозящая от этого штамма вируса - у человека пока не сформировался к нему иммунитет. Конечно, постепенно сформируется, конечно, вирус изменится и все пойдет по новой - так учит история. Но есть одно веское и немаловажное «но»: на этапах передачи от человека к человеку вирус чаще всего слабеет. Все остальные домыслы - и о смертельности, и о какой-то особенной особенности - массовая истерия и не более. Хотя под истерией прячется и печальный момент - в группу риска в силу состояния иммунитета входят ослабленные (а это дети и пожилые люди), а также люди с хроническими заболеваниями (у кого их нет?). Для них заболевание может протекать особенно тяжело, возможны и летальные исходы. Взрослый здоровый человек, скорее всего, перенесет свиной грипп как грипп обыкновенный - температура, ломота во всем теле, кашель, головная боль.
К сожалению, в этой ситуации положение жителей постсоветского пространства очень схоже с мексиканцами, первыми принявшими на себя удар нового вируса: плохое питание, пренебрежительное отношение к спорту, лидерство по алкоголизму и табакокурению (соответственно, иммунитет страдает) и - что греха таить - наплевательское отношение и к общепринятым правилам санитарии и гигиены, и к здоровью как собственному, так и своих близких - это почти национальная черта. Хотя, пожалуй, все же мы с вами даже мексиканцам дадим фору - исконное русское «авось» и недавно приобретенное «меня пронесет» куда хуже отсутствия привычки мыть руки перед едой.