Смысл жизни – в чем он?Вот очень интересная статья моего учителя!
Беседа каббалиста, проф. Михаэля Лайтмана с журналистом Шароном Атиа
1 июля 2003 года
Ш. Атиа: Действительно ли, нам известно, в чем цель нашей жизни? Как ее достигают и что при этом происходит? Если человек пришел к цели, завершил ли он свою миссию в этом мире? Может ли он передать человечеству свой опыт, все то, что он постиг?
В других науках, и не только в науках, а, к примеру, когда человек обращается к религии, существует проблема, что по пути забывают, ради чего, с какой целью это делается.
Возможна ли аналогичная ситуация при изучении науки Каббала: когда человек погружается в учебу и полностью забывает, какова ее цель. Такое случается, когда юноша влюбляется в какую-то девушку и, в конце концов, начинает понимать, что ему нравится само состояние влюбленности, сама идея – быть влюбленным, а не девушка. Не происходит ли нечто подобное в Каббале?
М. Лайтман: Замечательно. Вопрос интереснее, чем ответ.
Значимость всякой науки изначально определяется ее целью, тем, что эта наука дает человеку. Каббала, к которой мы относимся как к науке, по-настоящему отвечает человеку на вопрос: в чем смысл жизни, – раскрывая ему мироздание, и ставит его в центре как материальной, так и духовной реальности.
Таким образом, наука Каббала не только раскрывает человеку все мироздание, но и отвечает, для чего оно существует. Изучая всеобщий закон мироздания, человек обнаруживает, что все предназначено для того, чтобы привести его к одной цели: раскрыть единую, единственную и уникальную силу, действующую в творении, и сделать человека подобным этой силе.
Стать подобным этой силе, означает, обрести все ее свойства. В результате человек достигает того, что становится, подобным этой единой, единственной и особой силе, совершенным, всеобъемлющим, включающим в себя целое мироздание.
Итак, все законы в мире, вся наша реальность, все события, вся наша жизнь, предназначены привести человека к такому состоянию. Хочет этого сам человек или нет, но реальность, т.е. всеобщий закон, посредством страданий, давая каждому из нас разного рода ситуации, вынуждает нас шаг за шагом меняться, пока не станем по своим свойствам подобными этой Всеобщей Силе. Таким образом, на нас с самого начала возложено обязательство достичь слияния с Творцом, т.е. уподобиться Ему. Эта Всеобщая Сила и называется Творцом.
Может ли изучающий Каббалу во время учебы забыть, для чего он учиться? Естественно, ведь любой человек каждый миг своей жизни реализует именно то желание, которое в данный момент ощущает как наибольшее из всех остальных пробуждающихся в нем желаний.
Человек, в целом, состоит из
- желаний животного уровня: к пище, сексу, семье;
- желаний уровня «человек»: к деньгам, почестям и знаниям;
- и из желания к духовному.
Человек использует все эти желания в неком сочетании. И самое большое, доминирующее в данный момент желание определяет действие человека в настоящее время.
Направить себя к установленной им заранее цели он может исключительно за счет выбора окружения. Сам по себе, он не в состоянии напрямую обратиться к своим желаниям и определить порядок их значимости. Об этом Бааль Сулам пишет в статье "Свобода воли".
Существует человек с его внутренними свойствами, и существует окружение с его ценностями. Рождаясь на свет, человек не устанавливает сам для себя те или иные качества и их последующее развитие. Также он не способен определять, регулировать то, как развивается окружающий его мир.
Однако человек может найти в этом мире группы, которые селективно, избирательно повлияют на него. И тогда, если он подвергнет себя воздействию особого окружения, то тем самым подчинит себя мыслям и ценностям выбранной им среды.
Таким образом человек определяет, какие из его желаний: либо к сексу, либо к семье, либо к деньгам, либо к славе, либо к знаниям, либо к духовному, – будут выше, больше остальных желаний, т.е. станут доминирующими, а какие – меньше.
Получается, что человек, начинающий изучать Каббалу, у которого есть некий внутренний импульс, и которого небеса наделили шкалой ценностей, где преобладает желание к духовному, впоследствии на протяжении всей учебы обязан следить за тем, чтобы это желание постоянно росло, возвышаясь над всеми остальными желаниями. К тому же, оно каждый раз должно становиться все более и более четким, выясненным изнутри.
Человек начинает все яснее и яснее понимать, что для него является духовностью. Это не создание изваяний, т.е. выполнение всевозможных физических действий: облачение в особые одежды, отправление каких-то культовых обрядов, или проведение специальных трапез, церемоний.
Возможно, человек связывает духовное с психологией, разного рода медитациями, психосоматическими явлениями и пр. Или духовное для него, действительно, постижение особой Всеобщей Силы, именуемой Творцом, а также совершение действий, приводящих к подобию Творцу, благодаря чему уже при жизни человек становится вечным, совершенным и возвышается над всей существующей реальностью. Итак, правильная учеба сама по себе ориентирует человека на такое состояние, в котором он буквально горит, испытывает внутреннее напряжение, толкающее его к достижению цели.